Почтамты Москвы и Санкт-Петербурга

Первые регулярные почтовые перевозки России были организованы в XVII веке между Москвой и Ригой, принадлежавшей тогда Шведскому королевству. Затем появились внутренние почтовые маршруты. Всё же, годом основания Московского почтамта считается 1700. В XVIII веке почтовые здания Москвы, одно за другим, горели в пожарах. В 1783 году почтамт обосновался на Мясницкой улице, в доме № 40, согласно современной нумерации. Здание бывшей усадьбы графа И. Л. Лазарева располагалось в глубине двора, а во дворе стояли почтовые кареты и пассажирские дилижансы.

Рост почтовых пересылок требовал модернизации строений главной московской почты. В 1854 году главное здание перестроили под руководством архитектора А. Кавоса. Затем по проекту А. Кавоса и А. К. Кузнецова соорудили пристройки и каретный корпус, в котором в 1869 году разместили Московскую телеграфную станцию. В 1904 году были выстроены флигели по проекту И. П. Залесского. Сейчас дома на Мясницкой улице, 40, называют Старым Московским почтамтом.
В 1910 — 1912 годах было воздвигнуто новое здание Московского Императорского почтамта, которым мы любуемся по сей день, зная, впрочем, о том, что в 1990-х годах оно перестало выполнять своё предназначение. Украсившее город здание выстроили на месте старого почтового двора, а его задняя стена воспроизводила очертания старого усадебного дворца. Его современный адрес — Мясницкая улица, 26. Главным архитектором был О. Р. Мунц, гражданским инженером — Л. И. Новиков, фасад проектировали братья В. А., А. А. и Л. А. Веснины.
Ряды арочных окон и арочные двери фасада — черта русско-византийского стиля. В то же время большая остеклённая поверхность говорит о рационализме нового века. Оформление ризалита главного входа несёт признаки романской архитектуры. Такое решение фасада братьями Весниными пришло взамен первоначального плана О. Р. Мунца, согласно которому здание должно было напоминать византийский дворец, декорированный полосами из глазурованных керамических плиток.
Операционный зал спроектирован с учётом парижского аналога и занимает всю высоту трехэтажного здания. По периметру просторного помещения размещены ажурные винтовые лестницы и галереи. Великий инженер В. Г. Шухов, изобретатель новых пространственных конструкций, разработал световой купол операционного зала, опирающийся на оригинальную горизонтальную ферму. «Фонарь Шухова» из богемского стекла имеет диаметр, превышающий 13 метров.
Главный зал Санкт-Петербургского Главпочтамта тоже увенчан световым фонарём. Однако стеклянный верх большого зала виден не только изнутри, но и с улиц города. Напоминающий египетскую пирамиду, парящую над зданием, он особенно восхитителен в вечернее время. Внутри зала стеклянная крыша привлекает главное внимание. Она как бы двухэтажная, имеет квадратную расстекловку. В северном Петербурге не бывает очень темно, и небо остаётся видимым из зала и вечером, и во время снегопада. Этот стеклянный фонарь спроектировал в начале века инженер Л. И. Новиков, тот самый, кто впоследствии был привлечён к строительству Московского Императорского почтамта. Зал со стеклянной крышей, появившийся в 1903 году на месте внутреннего двора Почтового стана, стал первым атриумом в Петербурге.
Само же здание Почтового стана было возведено в классическом стиле по проекту архитектора Н. А. Львова в 1780-х годах. Важное изменение в облик строения внёс в начале XIX века Е. Т. Соколов — первый этаж обрёл окна. Настоящим украшением города стала переходная галерея, соединившая Почтовый стан с «офисным» зданием почты на другой стороне улицы. И не важно, что архитектор А. Кавос, имевший московский «почтовый» опыт, спроектировал её в 1859 году, как говорят, для удобства перемещения директора между казённой квартирой и кабинетом.
Памятник архитектуры Санкт-Петербургский Главпочтамт был спасён в 1941 году ценой жизни солдата А. Ф. Белавина, обезвредившего авиабомбу.

22:46
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...